Глава 1. Пространство
Художественные основы дизайна для Web

Глава 1. Пространство

 

Пространство — это то, что нас окружает. Мы живем на планете Земля, и, естественно, будем говорить о пространстве, связанном именно с ней.

Человек изучает пространство с самого рождения. Сначала методом проб и ошибок, затем опыт подкрепляется знаниями. Ориентироваться в окружающем пространстве помогают присущие ему особенности, свойства. Рассмотрим их.

 1.  Верх — низ

Все на Земле определено важным свойством пространства — гравитационным полем. Земля нас притягивает. Именно тяготение (притяжение) определяет форму всего, что есть на Земле.

С тяготением связаны такие важные для визуального восприятия понятия, как верх, низ, равновесие, вес. Почти всегда мы без ошибки можем определить, где у объекта верх, а где низ. Небо — всегда верх, земля — низ, небо — прозрачное, легкое, земля — более плотная, тяжелая, не прозрачная.

Мы знаем, что предмет устойчив, когда его основание более тяжелое, а площадь опоры больше других сечений. Сравним изображения пирамиды, собора и панельного дома. Что можно сказать о визуальном восприятии пирамиды и собора? Пирамида и собор производят впечатление устойчивости, надежности, как говорится, построенного на века. С панельным домом иначе. Возникает ощущение легковесности, временности. Дело в том, что верх и низ дома одинаково «нагружены», все элементы равнозначны. Какая часть дома тяжелее, визуально определить трудно.

 2.  Равновесие

Вес определяется гравитационным полем. Существует ли визуальное восприятие веса? Да. Объекты могут быть одинаковыми по весу, но из-за различной окраски, формы, визуально они могут восприниматься как не одинаковые по весу. Куб из очень темного стекла, кажется более тяжелым, чем такой же куб, но из прозрачного стекла. Два автомобиля одной модели, первый серебристого цвета, второй — глубокого черного, также воспринимаются по-разному: один кажется более легким, другой — более тяжелым, массивным.

Что происходит в условном пространстве, в котором мы создаем визуальные изображения? На рисунке изображены два одинаковых по площади прямоугольника. Но правый за счет трех зон окрашенности (черный, серый, белый) визуально воспринимается как более тяжелый. То же произойдет в реальном пространстве, если мы посмотрим на два одинаковых панельных дома, но правый будет иметь три зоны окрашенности: черную, серую и белую. Правый прямоугольник и правый дом имеют большую сложность, и черный цвет внизу «тяжелее», чем белый на левых изображениях.

Мы видим, что опыт, полученный в результате восприятия реального пространства, применим при работе с условным пространством, например, когда мы создаем пространство на плоскости листа.

Что мы можем сказать, глядя на камень, изображенный на рисунке а? Камень устойчив. На рисунке б камень находится в неустойчивом положении.


a)

б)

Камень — это некая условная масса черного пятна на нашем рисунке. Эта масса по-разному воспринимается в зависимости от ее местоположения (см. рисунки в и г) и смысла изображения:


в)

г)

Попробуем перемещать в пространстве плоскости листа белый и черный круги, совершенно одинаковые по занимаемой площади на листе.

 3.  Перекрытие

Мы рассмотрели одно из определяющих свойств пространства — гравитационное поле. Посмотрим вокруг и сразу заметим еще одно свойство: в реальном пространстве все предметы частично или полностью перекрывают друг друга.

 

Представьте себе, что мы в комнате. Перед нами стол, на столе тарелки, чашки, ваза с цветами. За столом люди. За ними стена. На стене картина. Слева открытая дверь, за ней — какой-либо пейзаж. Все предметы перекрывают друг друга. Тарелки и чашки перекрывают часть стола. Стол — нижнюю часть тел людей. стол, люди, картина перекрывают часть стены. Стена перекрывает пейзаж, часть которого мы видим в проеме открытой двери.

 

Обратите внимание: предметы, расположенные ближе к нам, перекрывают дальние предметы, но не наоборот. Перекрытие — это важное свойство пространства. Посмотрим на фрагмент росписи, принадлежащей кисти Леонардо да Винчи. Мы увидим принцип перекрытия.

 4.  Перспектива

Еще одно свойство пространства — перспектива: чем предмет дальше от нас, тем меньше он нам кажется. Очень важно уметь определять в пространстве размеры предметов, расстояние до них и между ними. Для этого совсем не обязательно использовать линейку и калькулятор. знания и опыт позволяют это сделать быстро и достаточно точно, не прибегая к измерениям. Как? Существует система масштабов: деревья, столбы, фигура человека, автомобили, дома, то есть предметы, размеры которых нам хорошо известны. Чтобы определить размер предмета, находящегося на удаленном расстоянии, достаточно сравнить его с предметом, размер которого мы точно знаем.


Фото Анастасии Опара (5 лет). Опара-студия.

Посмотрите на рисунок. У дороги лежит камень. Определите его размер. Обратите внимание на фигуру человека — камень чуть выше. То есть можно с достаточной долей уверенности сказать, что высота камня около двух метров.

 

Но иногда определить размеры и расстояние до предметов трудно или практически невозможно. Например, в горах, где кроме камней ничего нет. Ни деревьев, ни столбов, ни дороги, ни домов, ни людей. В этом случае невозможно определить ни реальные размеры лежащих вдали камней, ни расстояние до них.

 

Итак, по мере удаления от нас предметы кажутся меньше. Из этого свойства пространства следует другое не менее важное свойство - перспектива. Посмотрим на железнодорожные рельсы. Шпалы, по мере удаления кажутся все меньше, а рельсы сближаются и наконец у горизонта сходятся в точку. Но это только видимый эффект, на самом деле расстояние между рельсами всегда одинаково, то есть они параллельны на всем протяжении.

  

 5.  Цветовоздушная перспектива

Еще одно свойство пространства — цвет далеко расположенных в пространстве предметов воспринимается как серо-голубой, синий. Это объясняется толщиной разделяющей человека и предмет воздушной среды. Представим, что мы находимся на прямом как стрела шоссе. Стартуют два велосипедиста. Один в белой форме, другой в черной. И вот они помчались вперед. Силы у них равные, они удаляются с одинаковой скоростью. Что мы видим? Чем дальше от нас велосипедисты, тем больше и белое, и черное становится серым, и в конце концов становится трудно различить, кто в белой форме, а кто в черной. Проведем следующий эксперимент. Оденем одного велосипедистов в желтую форму. Старт. Велосипедист помчался по шоссе. Мы видим, что по мере удаления желтый цвет теряет свою насыщенность, становиться почти серо-голубым. Это свойство пространства называется цветовоздушной перспективой, она делает дальние планы пейзажа голубыми. Зная это, по цвету можно определить расстояние до интересующих нас объектов.

При создании визуальных изображений на плоскости нам часто нужно создать иллюзию пространства. Сделать это можно, использовав знания о свойствах реального пространства и найдя для передачи этих свойств определенные условные приемы.

Дата последнего обновления страницы 12.05.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»