Глава 4. Цвет
Художественные основы дизайна для Web

Глава 4. Цвет

 

1.  Цвет - количество

 

К сожалению, мы не можем уделить достаточно времени, чтобы рассмотреть во всей полноте эту чрезвычайно интересную и важную в жизни человека область — цвет. Мы ограничимся рассмотрением некоторых особенностей цвета, на наш взгляд, полезных в работе по созданию web-страниц. Мы не будем рассматривать цвет в той степени сложности, каковым он представляется в живописи. сразу отметим, что в большей степени нас интересует визуальное восприятие цвета, его выразительность.

Посмотрим вокруг. Все имеет какой-то цвет. Сегодня небо синее, а вчера было серое. Деревья летом зеленые. Мы говорим "телефон черный", "корпус монитора серый", "кирпич красный". То есть мы называем цвета предметов, независимо от того, как на них влияет освещение, рефлексы, мы называем предметный цвет. Мы знаем, что снег белый, хотя ни один живописец не напишет снег только белой краской, он увидит и передаст рефлексы на снегу, напишет тени.

Посмотрите, как написан снег на картине В. Сурикова «Боярыня Морозова» из экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Снег написан холодными и теплыми тонами. Но в целом, по отношению к другим элементам, снег белый и, глядя на картину, мы скажем "снег белый".


В. Суриков. Боярыня Морозова. 1887 г.

 

В реальном пространстве мы тоже видим, что снег не совсем белый, что в тенях он голубой, на снегу рефлексы от ели и от стоящего рядом желтого дома. Но в первую очередь мы видим предметный цвет, определение которого связано с нашим повседневным опытом. Что означает цвет? Человек на протяжении всей своей истории пытался постичь его смысл. Он наделял цвет магической силой, придавал ему философский смысл, пытался понять его значение. Цвет становился символом. Красный — цвет борьбы, белый у одних народов означает смерть, а у других это символ чистоты. Цвет обладает символическим значением, и оно лежит в области культуры, в мифах народов мира. Разные народы интерпретирует психологическое воздействие цвета в рамках своей культуры. В Тибете цвет использовался местными художниками для выражения различных оттенков настроения: белый и желтый — нежное, красный, голубой и черный — резкие настроения.

Символическое значение цвета необходимо учитывать и в дизайне. На рисунке аизображен красный цветок на черном фоне. Что может символизировать этот рисунок? Очевидно, смерть и борьбу. На рисунке б тот же цветок, но на желтом фоне. Изменилось эмоциональное восприятие, теперь рисунок символизирует теплоту, жизнь. Поэтому, если мы хотим создать жизнеутверждающий рисунок, сайт, то не стоит употреблять черный в сочетании с красным цветом, символизирующие смерть и борьбу. Что можно сказать про отдельно взятый цвет? Можно рассмотреть его символическое значение, определить, насколько он чист по отношению к спектру, можно сказать, теплый он или холодный. Но сказать, какое настроение передает отдельный цвет, трудно.


a)

б)

в)

Черный цвет на рисунке а символизировал смерть, но на рисунке г такого значения уже нет, так как главенствующую роль играют другие цветовые отношения. То есть настроение, эмоциональный смысл, образ можно создать с помощью сочетания цветов и оттенков.

Какое значение имеет цвет в визуальном восприятии окружающей нас действительности и в современной визуальной культуре? В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с цветом, испытываем его воздействие. Некоторые цветовые сочетания вызывают чувство тревоги.


Й. Чапек. Огонь. 1939 г.

 

Другие же вызывают чувство восторга, мы испытываем прилив энергии, или получаем эстетическое удовольствие от тонко выстроенных гармоничных цветовых отношений.


Густав Климт. Ожидание. 1905-1909 гг.

 

Обратим внимание на дизайн современных журналов - одной из самых заметных частей визуальной культуры. Некоторые журналы - это яркие, аляповатые обложки, безвкусно сверстанные страницы, другие отличаются качественным дизайном, культурой цветовых решений. Например, молодежный журнал «ОМ», журнал профессиональных фотографов "Foto & video".


Молодежный журнал "ОМ"

 


Дизайн одежды Лоры Глущенко. Из журнала "Foto & video"

 

К визуальной культуре относится и дизайн одежды. И здесь цвет также является важной составляющей. Современный дизайн одежды демонстрирует сложные, тонкие цветовые сочетания.

Конечно визуальная культура немыслима без такого понятия, как цвет, но он играет немаловажную роль и в других областях. Например, в литературе, в разговорной речи цвет зачастую используется для метафорической передачи того или иного явления. Послушайте: "белое безмолвие" или "идет - гудет зеленый шум", "почернел от горя". В древности слово красный часто употреблялся в значении красивый: красна девица, красная площадь. То есть цвет - носитель образа.

С чем можно сравнить цвет, цветовые композиции, живопись? Допустим, с музыкой. Как считают исследователи, звук, музыка по силе воздействия на человека стоит на первом месте. Проведем простой эксперимент: поставим видеокассету с фильмом, в котором герои демонстрируют чудеса боевых искусств. Все динамично, удары хлесткие, выкрики, стоны, звуковые пассажи. Невозможно оторваться!

Выключим звук. Совсем не то восприятие. И герои уже не столь убедительны. Еще один пример. Камера движется по коридору, поворот, еще поворот. Все это сопровождается тревожной с резкими звуковыми всплесками музыкой. Сердце замирает в ожидании чего-то неожиданного, опасного.

Та же сцена при выключенном звуке. Все обыденно. Мы просто идем по коридору. Звук так сильно, эмоционально воздействует потому, что мы общаемся посредством звука, мы разговариваем. Интонации нашего голоса могут быть ласковыми, угрожающими, молящими. Мы слышим звуки окружающей нас действительности: журчание ручья, шум дождя, шелест деревьев, грохот водопада, шум машин, визг циркулярной пилы. Музыка отражает действительность в звуковых образах. Мы легко определяем, трагичная ли эта музыка, меланхоличная, энергичная, веселая. Попытки соотнести цвет и музыку делались неоднократно. Например, согласно пифагорейской теории, цвета соотносятся с нотами по четкой системе. Произведения абстракционизма в живописи, например, создаются и носят "музыкальные" названия, в свою очередь музыкальные произведения часто пишутся и называются по мотивам произведений живописи.

Музыка и живопись (цвет) имеют одну природу - образное отражение мира. Так же, как мы различаем в музыкальных произведениях настроения - веселая музыка, грустная, задумчивая, агрессивная, мы можем определить и настроение живописного произведения, цветовой композиции. Живопись - это торжество цвета, контрастных сопоставлений или тончайших гармоний.


В. Опара. Композиция. 1999 г.
 

 2.  Цвет - количество


а) А. Родченко. Беспредметная композиция. 1918 г.
Государственный Русский музей

б) К. Малевич
Супрематизм. 1928-1929 гг.
Государственный Русский музей

Живопись вызывает сильные эмоциональные ощущения. Рассмотрим несколько примеров цветовых композиций. рисунок а - композиция, составленная из черных, фиолетовых, зеленых и желтого цветов. На рисунке б преобладают теплые, охристые тона, голубой, оранжевый цвета. Сравнивая эти композиции, мы без труда определим, что правая композиция вызывает ощущение тепла, вызывает приподнятые, радостные ощущения. Сравнивая ее с музыкальным произведением, мы можем сказать, что композиция звучит мажорно. Левая композиция (рисунок а) звучит более минорно, приглушенно, трагично.

Посмотрим на рисунок в. В композиции обыгрываются серые тона, и доминирует охристо-золотистый цвет. Эта композиция полна достоинства, она динамична и в то же время достаточно уравновешена. Мы говорим, что цвет, как и звук, обладает выразительностью, то есть выражает определенные настроения. На представленных композициях мы видим, что цвета определены по занимаемой площади и находятся в определенных пропорциональных отношениях.

в) К. Малевич. Супрематизм (№ 58). 1916 г.
Государственный Русский музей

 

Сравним представленные на рисунках б и в композиции. Количественные изменения пропорций цвета привели к изменению общего восприятия. Теперь композиция звучит не приглушенно, трагично, а более мажорно и жизнеутверждающе. Таким образом, важно не только то, какие цвета использованы в композиции, но и их количественные соотношения. Мы обратили внимание, что изменения цветовых соотношений вызвали изменения формы цветовых пятен, линий, образованных их границами. Связаны ли цветовые отношения с линиями и формой цветовых пятен? Как нам представляется, такая связь существует.

 

 3.  Цвет - линия - форма

Линии рисунка так же выразительны, как и цвет. Посмотрим на рисунки а и б.

a) В. Опара. Поверхность 2. 1995 г. Государственный Русский музей

б) В. Опара. И еще один день. 1992 г. Государственная Третьяковская галерея

На рисунке а линии плавные, текучие и спокойные. Ассоциативно мы можем сравнить эту композицию с безграничным морем. На рисунке б линии ломанные, экспрессивные, агрессивные. Ассоциативно это можно сравнить с острыми камнями, битым стеклом, с резкими скрежещущими звуками. Итак, линии выразительны, как и цвет, и при создании изображения это необходимо учитывать. Определенным цветовым отношениям соответствует определенный характер линий. При помощи цветовых отношений и линий рисунка можно создать определенный образ. Понимая взаимоотношения цветов и линий, их выразительность, мы можем использовать это в web-дизайне. Приступая к созданию web-страниц, мы сталкиваемся с вопросом, какого цвета будет фон, какого цвета и формы будут кнопки, какими будут линии в композиции. Ответить можно, только решив, какой образ мы хотим создать, какое настроение сообщить.

Если сайт носит подчеркнуто деловой характер, то, возможно, это сочетание холодных серых с небольшим количеством золотисто-охристого цвета. 


В. Опара. Композиция. 1999 г.
 

Если сайт посвящен летним каникулам, спорту, туристическим походам, то, возможно, нужно использовать "энергичные" сочетания цветов: красный, оранжевый, синий, гамму серых тонов.

 

В. Опара. Композиция. 1999 г.
 

То есть, приступая к решению задачи, какого "цвета" будет сайт, необходимо понимать, что основной цвет сайта определяется концепцией, образом, который мы создаем.

Дата последнего обновления страницы 12.05.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»