Глава 3. Свет - тень
Художественные основы дизайна для Web

Глава 3. Свет - тень

 

 1.  Свет - тень

Днем окружающее нас пространство освещено солнцем, ночью - луной, светом звезд. Это природные источники освещения. Свет несет информацию, которую мы воспринимаем с помощью глаз. Свет - это электромагнитные волны в определенном интервале частот, которые воспринимает, "видит" глаз.

Упрощенная схема такая: свет, отражаясь от предметов, "попадает в глаз", и поэтому мы их видим. Предметы сами могут излучать волны. Допустим, можно увидеть тепловое излучение, если оно попадает в видимый интервал частот: раскаленная железная проволока, костер, тлеющие угли. В отличие от большинства животных, прекрасно ориентирующихся в темноте, человек без источника света становится беспомощным и по мере своего развития создает все более и более совершенные искусственные источники освещения, которые использует как днем, так и ночью. Значение света, его источников трудно переоценить. Представьте, что никаких источников освещения нет. В этих условиях мы не видим предметов, окружающего пространства. Что произошло с пространством? Ничего. Оно не исчезло. В этом можно убедиться, воспользовавшись другими источниками информации. Например, можно ощупывать окружающие предметы. То есть передвигаться в пространстве мы будем ощупью, также могут помочь звуки и запахи. Но, согласитесь, так мы будем существенно ограничены в свободе и скорости перемещения. Нам необходимо видеть, другими словами, обладать визуальным (от лат. visualis - зрительный, видимый) восприятием. Рассмотрим источник света и его значение в визуальном восприятии и в создании визуальных изображений. Как мы видим и знаем из визуального опыта, предметы имеют определенную форму. Не задумываясь, мы отличаем шар от диска, треугольник от конуса, куб от квадрата. Как мы отличаем плоские предметы от объемных?

 2.  Форма

Например, для создания эффекта объема свойства тени использовали в архитектуре. Иногда вместо лепнины под потолком делали ее светотеневой рисунок. учитывая, что расстояние до росписи составляло несколько метров, эффект был бесспорным:

 

Иногда, подрисовывая тени, "углубляли" рельеф.

 3.  Круг - шар. Тень

 Есть свет, и есть тень. В реальном пространстве тень появляется только при наличии источника света. Как уже говорилось, свет несет нам информацию об окружающем пространстве. То же можно сказать и о тенях. На рисунке изображен шар, расположенный в белом пространстве листа. Больше здесь ничего нет. Следовательно, нет и падающей тени.

На следующем рисунке падающая тень от шара говорит, что шар лежит на поверхности.

  На этом рисунке тень сообщает, что шар висит на некотором расстоянии от поверхности.

 4.  Эффект тени

 5.  Линейное построение формы

Как мы уже убедились, свет и тень - хорошие инструменты для создания визуальных изображений в условном пространстве, они позволяют убедительно передавать форму предметов, пространство. Возможно ли передать форму предмета, не прибегая к помощи света и тени? Да. можно воспользоваться другими свойствами реального пространства - перекрытием и перспективой. Посмотрите на рисунок. Это линейный рисунок. используя перекрытие и перспективу, художник линиями сумел передать глубину пространства на плоскости листа.


Владимир Опара. Барнаул. 24 марта. Рисунок, тушь, бумага.

 

На этом рисунке вместо теней использован прием штриховки, то есть соотношение в пространстве поверхностей предмета показано линиями.


Учебный рисунок из книги О. А. Авсияна "Натура и рисование по представлению".

 

 

Мы рассмотрели, как с помощью замечательных инструментов: света, тени, линии - можно передать форму и пространство. Также мы затронули очень интересную тему - рисованный шрифт и на примере буквы j увидели его возможности. Эти приемы можно использовать в создании знаков, логотипов, кнопок. Все это пригодится вам в работе по созданию web-страниц.

 

Дата последнего обновления страницы 12.05.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»