Глава 5. Пространство текста
Художественные основы дизайна для Web

Глава 5. Пространство текста

 

Когда мы говорим "пространство текста", понимаем ли мы под этим, что тексту присущи те же свойства, что и реальному и условному пространству? В реальном пространстве ближние предметы перекрывают дальние, дальние кажутся меньше ближних. Реальное пространство воспринимается упорядоченно и последовательно: ближняя зона восприятия - это все, что находится непосредственно рядом с нами, вокруг нас. Средняя зона - это зона, в которой наши действия будут совершаться в ближайшее время, и мы к ним готовимся. Представим, что мы совершаем прогулку по парку, тропинка круто спускается к водоему. Мы оцениваем свои возможности, предполагаем трудности и двигаемся по тропинке. Мы уже смотрим чуть вперед, не напрасно ли выбрали этот путь, удастся ли дальнейший спуск, но в то же время смотрим на водоем - цель нашего путешествия - и любуемся ландшафтом, простирающимся до горизонта. Если же мы находимся на городской улице, то тем более ближайшее пространство воспринимается в первую очередь, так как это источник повышенной опасности - машины, возможное столкновение с пешеходами, велосипедистами и т. д. То есть все это естественно для повседневной жизни. Человек воспринимает пространство последовательно и при его рассмотрении. Допустим, мы рассматриваем город, любуемся его видом. В первую очередь мы воспринимаем наиболее крупные, особенно яркие, интересные объекты и здания, затем рассматриваем дальние планы, второстепенные для нас здания и объекты. То есть не последнюю роль играет и наш интерес, и особенность объектов и зданий. Например, в первую очередь может привлечь необычный абрис огромного здания на горизонте. Иными словами последовательность восприятия может быть обусловлена не только расположением объектов по принципу ближе - дальше, но и необычностью, привлекательностью, направленным интересом. Особенности нашего восприятия пространства обусловлены жизненным опытом. Посмотрим, насколько опыт восприятия реального пространства применим в восприятии текста.

Это рекламная полоса из молодежного журнала "ОМ". Композиция плаката симметричная, устойчивая. Динамику и напряжение сообщает устремленная вперед фигура атлета. Обратим внимание на устройство текста. Композиционно цветом и размером выделено словосочетание WORLDCLASS, оно привлекает, заинтересовывает. И почти одновременно воспринимаются слова РАЗБУДИ ЭНЕРГИЮ. Затем ниже мелким шрифтом слева и справа перечислены услуги двух тренажерных залов, и еще ниже - их адреса. С помощью размеров шрифта, цвета, размещения в пространстве листа удалось добиться последовательного восприятия текста плаката, остановить внимание на главном, создать с помощью слогана (девиза) образ.

Другой пример из того же журнала - страница полезных советов, стилизованная под 60-е годы. В это время приветствовалось и поддерживалось стремление граждан сделать собственными руками мебель, отремонтировать свою квартиру. Новое - это хорошо забытое старое, и сегодня эти советы уместны на страницах молодежного журнала. Текст структурирован с помощью размера, толщины шрифта и выделения цветом. Первое, что сразу воспринимается - это заголовок КАК ПОКРАСИТЬ КОМНАТУ. Далее воспринимается пояснение, размещенное на синем фоне и выделенное жирным шрифтом, а затем - заголовки разделов и выделенные оранжевыми маркерами инструменты и материалы. то есть сначала воспринимается первый слой текста, дающий основной смысл, затем второй, разъясняющий основную информацию, следующий слой восприятия текста несет подробную информацию.

Как видно из рассмотренных примеров, в тексте, как и в реальном пространстве, существует последовательность восприятия и глубина пространства. То есть мы вправе говорить о пространстве текста. Значит, понимая особенности визуального восприятия, мы можем конструировать пространство текста в соответствии с концепцией и поставленной задачей.

Мы рассмотрели основы создания изображений. Полученные знания будут необходимы в нашей дальнейшей работе над сайтом.

Дата последнего обновления страницы 12.05.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»